Реформу нужно проводить не сверху, а снизу.

Standard

Как вы оцениваете предложенный проект административно-территориальной реформы?

Реформа это хорошее дело, но складывается впечатление, что сам Роман Бессмертный не вполне понимает, что насколько оно серьезное. Документ подготовлен келейно, в узком кругу, на местах о нем вообще мало кто слышал.

Почему все крупные передовые страны мира имеют федеральное устройство? Потому, что федеральная земля лучше знает свои проблемы и то, как их решить. В Соединенных Штатах даже законодательство в штатах разное. В одном штате преступников казнят на электрическом стуле, в другом — в газовой камере, в третьем — через расстрел, повешение или ядовитый укол. Разная история, разные традиции. В Украине восточные области имеют абсолютно другой менталитет, чем западные, но кто это учитывает? Кроме того, огромная разница есть между промышленными районами и сельскохозяйственными. У центральной власти требования ко всем одинаковые.

Нужно отказаться, наконец, от привычки концентрировать все и вся в Киеве. У нас очень боятся распада страны, а бояться надо другого — застоя, интеллектуального вырождения, дегенерации, появления в регионах князьков, царьков и прочих полуфеодальных рудиментов, вызванных чрезмерной концентрацией власти в одних руках. Ведь выстраивая страну по принципу большой пирамиды, и в регионах образуются пирамиды власти, только поменьше. Тут уже про демократию или какую-то экономическую эффективность говорить не приходится. Вы где-нибудь видели шагающую или вообще движущуюся пирамиду? Нет. По самой своей сути это структура абсолютно иммобильная. Никакого развития и движения она не предусматривает. Пирамида власти это гробница для всего живого. Да, она может стоять веками, но интересна она может быть разве что для туристов.

Есть оценки, что на реформу потребуется порядка семи миллиардов гривен. Нет ли у вас опасений, что в ходе намеченной децентрализации власти и эти деньги, и вообще всю страну просто растащат «уездные князьки»?

Не надо бояться, что в ходе федерализации и децентрализации страну «растащат». Все с точностью до наоборот — предоставление большей самостоятельности местному самоуправлению вдохнет жизнь туда, где кроме водки и председателя с печатью уже ничего не осталось. Кроме того, это избираемость губернаторов, ликвидация райгосадминистраций, облгосадминистраций и вообще ликвидация дублирования власти. Сейчас у нас сохраняется прежняя, кучмовская система власти, при которой власть делят «явочным» порядком, а не по закону. Раньше вообще было непонятно, у кого в стране больше власти — у Администрации Президента или Кабинета Министров. Совершенно непонятно было, где кончается власть райгосадминистраций и начинается власть местного самоуправления.

Если взять за пример сам Киев, то процесс принятия наиболее важных решений всегда шел без контроля не то что избирателей, но и депутатов горсовета. У нас не избираются ни судьи, ни прокуроры, ни губернаторы. Они не подотчетны населению города, городской общине, громаде, «комьюнити», называйте как хотите.

Есть опыт России. Раньше губернаторы сидели в Совете Федерации в Москве. Был курьезный случай, когда в Ямало-Ненецком автономном округе произошла техногенная катастрофа, то туда прилетел министр по чрезвычайным ситуациям Шойгу, а губернатора днем с огнем не могли найти — он в Москве пропадал. С Путиным это прекратилось -теперь губернаторы сидят у себя в округах.

Есть пример Сумской области. Перед кем раньше отчитывался губернатор Щербань? Только перед Кучмой. Теперь новый президент, новый губернатор в Сумах, но и он оказался в тех же самых рамках, и теперь он просто вынужден мутировать и превратиться в того самого Щербаня — так устроена система власти.

До сегодняшнего дня не выработана идеология новой власти, неизвестно, на каких принципах строится концепция развития общества. В основу общественных отношений не заложены демократические принципы. Неизвестно, на каких основах проводится и административно-территориальная реформа. Можно сказать коротко — диалог власти с народом пока не налажен, и это главное, что беспокоит.

Реформой предлагается ввести новый институт — сельских старост. Не слишком ли архаично?

Славяне всегда вели общинный образ жизни. Если у нас примерно половина населения живет в селе, то не лучше ли селу вернуться к той организации жизни, которая была проверена веками? Ведь нынешний голова сельрады народу подотчетен далеко не всегда. Наглядный пример тому — голова поселка Козин, что под Киевом, спокойно распродал земли местной общины, и никто ему не смог помешать.

Раньше в селе избирали старосту, и это был самый уважаемый в селе человек, обычно из пожилых людей. Совет старейшин следил за использованием земель, лесов, рек, озер, всего, что было в ведении местной общины. Теперь этой системы нет, а головы сельрад ведут себя как пожелают нужным. Так может есть смысл вернуться к ней, как и предлагает проект АТР? Староста это ведь должность общественная, специального финансирования она не требует.

Убежден, АТР надо начинать с села. Только потом ее надо проводить в городе, объединять жителей многоэтажек. Но тут будет сильное сопротивление в лице нынешних жэков. Сейчас они монополисты, и потому категорически против, если им придется иметь дело с организованной силой жильцов — станет ясна вся система образования тарифов. Им придется «подвинуться».

Недавно я говорил с одним православным архиереем. Он подсказал мне одну мысль. Предлагаемый институт сельских старост в селах может быть легко возрожден, особенно там, где в селах есть церкви. За 14 лет дикого капитализма уничтожены какие-либо критерии моральности. Но есть же православные каноны морали, есть опробованный веками институт старост. Даже немцы в оккупированной Украине искали самых уважаемых в селах людей и назначали их старостами — это самый простой и разумный путь построения системы управления.

Проект АТР еще широко не обсуждался, и наверняка в нем есть и внутренние противоречия, и неувязки. А что в нем беспокоит лично вас?

Есть такие моменты. Если АТР проводится во благо простых людей, то почему бы не спросить их мнение? Где данные социологических опросов? Где специальные передачи телевидения, рассказывающие о предлагаемых переменах, о мнении Президента, парламента, Кабмина, лидеров общественных организаций? Ничего этого еще не было, есть лишь законопроект, пока еще даже не утвержденный правительством, по сути, нигде не обсуждавшийся, подготовленный втемную, келейно.

О нужности реформы никто не спорит. Прежде всего необходима децентрализация власти. Степень централизации в стране приобрела размах просто абсурдный. Для того, чтобы поставить ларек в Чернигове, надо ехать в Киев. Улицы в центре столицы забиты машинами — это едут просители с мест. Причем кабминовские чиновники часто даже не знают, где находится тот населенный пункт, откуда к нему приехал человек — так как можно решать вопросы?

Еще со времен Щербицкого муссируется вопрос о переносе административного центра Киевской области в Белую Церковь, но ничего не меняется. Киев перегружен — людьми, машинами, над городом смог стоит, пробки километровые, но ничего не меняется. Он превращается в какую-то черную дыру, в которую все падает, но ничего не возвращается. Почему киевлян не спросят, нравится ли им жить в городе, где сосредоточены все министерства и ведомства, а автомобилей с кабминовскими номерами столько, что буквально ни пройти, ни проехать?

Есть же мировой опыт. Почему административный центр США не многомиллионный Нью-Йорк, а Вашингтон, по населению не больше Одессы? Почему столицей Канады считается не мегаполис Торонто, а городишко Оттава? Почему в Австралии административный центр не в Мельбурне или Сиднее, а в Канберре? Заметьте, это все очень богатые страны, где жизнь построены рационально, где не сваливают все в одну кучу. Децентрализация власти позволяет решать многие вопросы региональной политики — выравнивание развития регионов, развитие инфраструктуры, и даже подъем интеллектуального уровня чиновников на местах.

Недавно в Москве произошло самое масштабное отключение электричества. Эта авария показала, насколько опасна чрезмерная концентрация всего и вся в центре — ведь от электроэнергии оказались отключены не только банки и милицейские участки, но и практически все госучреждения.

Скажу так — вопрос о проведении административно-территориальной реформы назрел давно. Если реформу не проведет это правительство, тот новое все равно вынуждено будет вернуться к ней. Время покажет, что из этого выйдет. Дискуссия по этой проблеме еще только начинается. Не известна точка зрения ни руководства страны, ни населения, есть только некоторые экспертные оценки. Однако мировой опыт говорит нам о том, что дело это очень непростое, и нигде не проходило гладко, нужна поддержка населения, понимание.

В одном я убежден, если реформу будут проводить сверху, не проинформировав людей, не посоветовавшись с народом, не получив его поддержки, то и реформа провалится, и правительство полетит, а миллиарды, потраченные на реформу, просто разворуют.

Беседовал Андрей Маклаков.

Print Friendly, PDF & Email
Share on FacebookShare on VKShare on Google+Tweet about this on Twitter

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *